Когда нужно обратиться к логопеду?

Многие родители понимают, что ребенка дошкольного возраста следует сводить на консультацию к логопеду, чтобы узнать, соответствует ли его речевое развитие возрасту. Однако часто этот визит откладывают, полагая, что речь малыша со временем исправится сама.
Какие же речевые особенности ребенка являются причиной посещения логопеда? С какого возраста необходимо к логопеду обратиться?
Консультация логопеда может быть необходима и малышам до года (деткам раннего возраста) в случае:
- отсутствия у них гуления и лепета (такие звуки, как «кхх», «агу», «гы-гы», агы», затем повторяющиеся слоги: «мамама», «татата», «диди», «бубу» и т.п.),
- при отсутствии реакции на речь (ребенок не поворачивает головку на источник звука),
- если у мамы во время беременности и родов были какие-то проблемы, малыш находился под наблюдением невропатолога, нужно очень внимательно следить за формированием его речи и психофизическим развитием в целом.
В помощи логопеда нуждаются детки, которые в возрасте двух лет:
- употребляют в речи очень мало слов, у них не сформирована фраза или не говорят совсем.
- Если малыш затрудняется в произнесении простых звуков (б, п , м, н, д, т, к, х) или же заменяет их («к» на «т», например).
Настораживать должно и то, когда трехлетний ребенок активно разговаривает на «своем» языке, при этом понятные и простые слова в его речи практически отсутствуют.
Во всех вышеописанных случаях коррекционную помощь необходимо осуществлять как можно раньше.
В возрасте четырех-пяти лет родителей должны насторожить следующие проблемы:
- нечеткая и смазанная речь («каша во рту»);
- мягкое проговаривание звуков: «сяпка», «кися», «тяйник».
К шести годам в норме должны присутствовать в речи уже все звуки. Если же ребенок произносит какие-либо из них неправильно или нечетко — обратитесь к специалисту.
Причиной посещения логопеда ребенка старше шести лет может быть следующее:
- проблемы с письмом (особенно часто это замечается во втором-третьем классах):
- трудности с запоминанием, ответом на вопросы:
- перемещение или (и) пропуск слогов в длинных словах.
Также, консультация логопеда не помешает и будущим первоклассникам (в преддверии школьного обучения). Специалист определит уровень готовности ребенка к обучению в школе, поможет устранить какие-либо трудности, чтобы избежать в будущем наслоения проблем школьных на уже существующие.
Логопедическое обследование: как оно проводится?
Главная задача логопедического обследования – выявление причины дефекта. Логопед подробно обследует речь малыша: звукопроизношение, фонематическое восприятие (умение звуки слышать), объем словаря, умение классифицировать слова и обобщать и т.д. Также, проводится беседа с мамой: течение беременности и родов, развитие ребенка в первый год жизни (общее и речевое). Так, обобщив и проанализировав все данные, специалист выявляет причину нарушения речевого развития и определяет пути его преодоления.
В Клубе развития и творчества «Детский квартал» работает логопед-дефектолог, который занимается не только развитием речи, но и общим развитием ребенка, развитием эмоционально-волевой сферы, всех высших психических функций (память, мышление, воображение, внимание, восприятие), проводит работу по исправлению недостатков в психофизическом и интеллектуальном развитии детей. Логопед-дефектолог работает с детками, у которых есть задержка психического развития, ДЦП, аутизм, синдром Дауна и др.
Помощь дефектолога могут получить и ребята имеющие какие-либо нарушения психоэмоциональной сферы, трудности в обучении, понимании школьных предметов.
Логопед — дефектолог Александра Василенко.