Кинезиология в работе логопеда

No comments

Правильная и внятная речь — это не просто способ эффективного общения с окружающими, но и безопасность психического здоровья ребенка. Когда дети страдают какими-либо речевыми дефектами, это неизбежно влияет на их эмоциональную жизнь и весь процесс развития. Такие специалисты, как логопеды, призваны помочь оптимизировать процесс становления речи, и на сегодняшний день существует множество как традиционных, так и нетрадиционных методов, как достичь максимального результата.

Что такое кинезиология?

Наиболее эффективным способом считаются кинезиологические приемы и методы в работе логопеда с детьми любого возраста. Кинезиология — это наука, которая изучает взаимосвязь развития мозговой деятельности и физических движений. Разработанная система специальных упражнений помогает детям в относительно короткие сроки заметно улучшить речевые навыки.

Методика не является новой, еще такие ученые, философы и ораторы, как Гиппократ, Аристотель пользовались кинезиологией и весьма успешно. В чем же состоит суть данного направления?

Как известно, для успешного и многостороннего развития человека требуется сбалансированная деятельность обоих полушарий мозга, одно из которых отвечает за такие сферы, как творческое и образное мышление, координацию движений, гуманитарные наклонности и т.д., а другое — за аналитическое мышление, планирование, математические и языковые способности.

При нарушении взаимодействия работы между двумя полушариями наблюдается блокировка определенных навыков, ребенок не может адекватно воспринимать ту или иную информацию, полноценно владеть навыками чтения, письма, плохо ориентируется в пространстве и т.д. Кинезиологические упражнения помогают устранить дисфункцию и способствуют развитию речевых и умственных способностей, улучшению памяти.

Кинезиологические упражнения

Упражнения включают в себя целый комплекс различных движений, направленных на развитие тех или иных функций организма и, соответственно, на улучшение речевых навыков, к чему стремятся логопеды.

 1. Глазодвигательные упражнения.

Своеобразная гимнастика для глаз помогает активизировать работу различных отделов мозга, отвечающих за умственные способности и речь.

Упражнения могут включать в себя такое задание, как поиск глазами различных картинок, размещенных на стенах комнаты, при этом голова должна оставаться в неподвижном состоянии. Глазодвигательные упражнения можно выполнять и с закрытыми глазами, когда ребенок рисует пальцами различные цифры или фигуры перед лицом и следует за ними закрытыми глазами.

2. Двигательные упражнения.

Задания в данной категории задействуют мелкую моторику, способствуя развитию нервных связей, интеллектуальных и речевых способностей. Упражнения могут быть самыми разнообразными, в зависимости от фантазии логопеда. Например, ребенок может поочередно сжимать и разжимать пальцы рук, совмещать их движения с различными положениями языка. Один из примеров эффективных упражнений — всем известная детская игра «камень-ножницы-бумага».

3. Дыхательные упражнения.

Задания, направленные на постановку правильного дыхания, способствуют улучшению произношения сложных звуков и развивают самоконтроль. Ребенок может делать глубокий вдох, считать до 4-5 и выдыхать, сильно дуть на бумажные фигурки.

4. Перекрестные упражнения.

Как известно, для развития более слаженного взаимодействия обоих полушарий головного мозга как детям, так и взрослым помогают так называемые перекрестные задачи, когда привычные движения делаются наоборот. Если ребенок привык одевать куртку, начиная с правой руки, ему нужно несколько раз сделать это с левой руки. Также можно выполнять упражнения на одновременные перекрестные движения. Например, правой рукой дети берутся за левое ухо, а левой — касаются кончика носа, затем чередуют .

Эти и множество других упражнений практикуются на занятиях с логопедом-дефектологом в клубе «Детский квартал».

Логопед-дефектолог Александра Василенко.

Пока нет комментариев

Оставить комментарий