Как долго нужно посещать занятия с логопедом?

Этот вопрос волнует всех родителей, детям которых требуется логопедическая помощь. Однако дать точный ответ не сможет ни один логопед, ведь срок коррекции и устранения недостатков речи зависит от ряда факторов. Итак, от чего же зависит эффективность коррекционной работы и сколько времени она может занять? Рассмотрим основные причины, определяющие сроки и результативность логопедической работы:
- Индивидуальные, возрастные и психологические особенности ребенка. Нередко детки ведут себя скованно, они замкнуты, стеснительны, иногда боятся встреч с незнакомыми людьми. Поэтому специалисту требуется время, чтобы ребенка расположить к себе и адаптировать его к занятиям. Кроме этого, большую роль играет уровень развития восприятия, произвольного внимания, мыслительных операций, памяти, мотивации ребенка.
- Регулярность посещения логопедических занятий. На занятиях детки получают определенные знания, умения и навыки, которые в последующем требуют закрепления и дальнейшего развития. Так, при нерегулярном посещении логопеда приобретенные умения и знания затухают, устраняются или не развиваются, что замедляет процесс коррекционной работы. Поэтому, чтобы не «потерять» поставленный звук, важна регулярная работа и контроль со стороны самого ребенка и окружающих его взрослых.
- Участие взрослых (родителей, бабушек, дедушек) в коррекционном процессе. Работа даже самого опытного логопеда не даст быстрого эффекта, если дома взрослые не будут заниматься с ребенком. В формировании правильной речи родители играют весьма значительную роль, так как ребенок проводит с ними дома большую часть времени. Задача взрослых – сформировать правильное отношение у ребенка к своему речевому нарушению:
- не ругать его за ошибки в речи;
- неправильное произношение ненавязчиво, деликатно исправлять;
- осуществлять положительный эмоциональный настрой, поддерживать ребенка (хвалить, поощрять).
Также, взрослые должны сами уметь выполнять и показывать своему ребенку элементарные упражнения артикуляционной гимнастики. Необходимо уделять должное внимание выполнению домашнего задания, учитывая замечания и рекомендации логопеда. Родителям необходимо следить и за правильностью своей речи: она должна быть ясной, четкой, выразительной и грамотной.
- Степень сложности дефекта (зависимость от речевого диагноза). Наиболее «легкий» диагноз, который поддается коррекции в сравнительно короткий срок – дислалия. Дислалия – дефект звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Однако и здесь есть свои нюансы. При этом диагнозе может быть нарушена одна группа звуков (например, свистящие), а могут нарушаться и группы звуков (шипящие и свистящие). В первом случае устранить нарушение возможно за несколько занятий. Во втором случае времени потребуется больше (до трех месяцев) при регулярном проведении занятий и контроле взрослых (родителей).
Дислалия бывает еще функциональная, когда артикуляционные мышцы развиты слабо. И механическая (органическая): здесь имеются отклонения в строении неба, челюстей, языка, зубов. Иногда при органической форме дислалии требуется помощь (консультация) ортодонта и (или) хирурга. Коррекционная работа требует длительного времени.
Встречаются нарушения фонетического слуха: ребенок не различает на слух близкие по звучанию звуки (фонемы). В результате чего звуки в речи ребенка смешиваются, заменяются или пропускаются. В школьном возрасте это может привести к нарушению письма и чтения. При этом диагнозе логопед осуществляет работу по развитию фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения. Длительность занятий составляет около 4-6 месяцев.
Одним из самых распространенных на сегодняшний день речевых нарушений является дизартрия. При этом нарушено звукопроизношение вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной и периферической нервной системы. Встречается дизартрия, как правило, у деток, перенесших асфиксию, родовую травму (часто именно при стимулировании родовой деятельности); при каких-либо воздействиях неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития и родов. Работа с такими детками требует большего времени и больших усилий со стороны логопеда и родителей. Иногда требуется помощь невролога. Речь ребенка в этом случае должна находиться под постоянным контролем.
Очень часто родителей волнует еще такой вопрос, как постановка звука у ребенка самостоятельно: возможно ли это осуществить в домашних условиях без помощи логопеда?
Ответ: «Можно». Однако делать это не рекомендуется по ряду причин. Необходимо знать, что у каждого звука в основе лежит определенный уклад артикуляционных органов, определенная эргономика его произнесения. Так, бывает, что взрослые ставят звук неправильно, и ребенок остается с этим дефектом на протяжений всей жизни.
У каждого ребенка свои особенности. С одним, к примеру, достаточно несколько раз провести артикуляционную гимнастику, и звук появляется сам. У других деток речевые нарушения более сложные, причем нередко существующие в комплексе с неврологическими нарушениями.
В любом случае консультация логопеда необходима во избежание в будущем множества осложнений и проблем. В домашних условиях заниматься следует исключительно по рекомендации (и после консультации) специалиста.
Правильная, чистая речь и хорошая дикция – залог успешности ребенка в его взрослой жизни.